Главная -> Новости Алтая -> Экономика -> Картошка дороже банана: почему москвичи покупают продукты по двойной цене

Картошка дороже банана: почему москвичи покупают продукты по двойной цене

Картошка дороже банана: почему москвичи покупают продукты по двойной цене

Июньский взлет цен застал власти врасплох. Руководство Центробанка охарактеризовало месячное ускорение инфляции на 0,6% словом «шок». Глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев объяснил его резким внесезонным подорожанием овощей, случившимся из-за ненастной погоды, накрывшей страну в конце весны — начале лета. Однако эксперты потребительского рынка считают это не единственной причиной. Свой вклад в общую инфляцию вносит и исключительный ценовой разброс на отдельные продовольственные товары — зачастую даже в соседних регионах. В том, что такая проблема существует, корреспондент «» убедился на собственном опыте. Как оказалось, овощи открытого грунта на фермерских ярмарках выходного дня обходятся москвичам почти в два раза дороже, чем подмосковным жителям на их местных рынках.



Евгений Семенов

Корреспондент «» отправился на местный рынок одного подмосковного городка (40 км севернее столицы). На небольшой площади — грунтовое изобилие, разнообразное по своей географии: от юга России до республик бывшего СССР. Цены радуют своей доступностью, продукция — свежестью и насыщенностью солнцем.

Небольшие кочаны капусты из Воронежа продаются по 40 рублей за 1 кг. Продавцы говорят, что начинали они торговать с 50–55 рублей. Так что уже можно констатировать сезонное снижение цен. И это при том, что белокочанная капуста, согласно сводкам Росстата, — абсолютный лидер подорожания: в среднем по стране за первое полугодие она подорожала почти на 200%.

Ростовский зеленый перец на нашем рынке также подешевел — со 120 до 100 рублей. Краснодарская картошка продается по 30 рублей, узбекский лук — 40, азербайджанская морковь — 60. Ростовские помидоры — 130, а самые дорогие — желтые — по 200.

А теперь посмотрим на ценники ярмарки выходного дня в столице. Клубника — 350–380 рублей, картофель — 65–80 рублей, капуста и морковь — по 65, томаты — 200–250, огурцы — 110. Похоже, что этим овощам никакое сезонное снижение цен не грозит. За месяц они не потеряли ни рубля.

Бабушки-старушки, проходя мимо фермерских прилавков, в выражениях не стесняются: «С ума сойти, какие цены! Сколько же они накручивают! Картошка дороже бананов!» Мнение столичных пенсионерок вполне разделяет Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей: «Для потребителя цены очень высокие, ему явно приходится переплачивать».

Кирилл Лашин, главный аналитик Национального плодоовощного союза, более конкретен в оценке: «Объяснить такую дороговизну можно лишь одним. Под видом фермеров, которые съезжаются в столицу утром в пятницу на такие ярмарки, подчас скрываются перекупщики. Они скупают у настоящих фермеров их продукцию и реализуют ее по завышенной цене». Таким образом и формируется цепочка «накруток», которые взвинчивают цены по меньшей мере вдвое. Для иллюстрации этого тезиса Лашин привел закупочные цены двухнедельной давности: на картофель — 17 рублей за 1 кг, морковь — 16, капусту с луком — 15, свеклу — 12. Комментировать тут нечего — достаточно сравнить с ценами на прилавках...

На самом деле настоящему фермеру выгодно все быстро распродать и вернуться домой. Ну а псевдофермеры готовы целыми днями сидеть над чужой картошкой по 65 рублей за кило в ожидании богатеньких покупателей. Незначительные скидки возможны, но только ближе к концу воскресенья, когда ярмаркам уже пора сворачиваться.

Елена Тюрина, генеральный директор Института аграрного маркетинга, со своей стороны считает, что настоящие фермерские продукты вполне могут стоить недешево, так как они более высокого качества и экологически чистые. Их себестоимость выше, в том числе и по причине присутствия в производстве ручного труда. У крупных агрохолдингов больше возможностей, соответственно, и цена ниже. Главная проблема, по мнению эксперта, состоит в другом: «Подчас продукция, продаваемая как фермерская, не является таковой, а замещается все теми же агрохолдингами или даже импортом. Задачу отделить фермерскую продукцию от прочей призвана решить обязательная сертификация, а также принятие закона об органической продукции».

Но эти законодательные новации — дело будущего, да и они не дадут 100-процентной гарантии потребителю. Одна партия может действительно соответствовать высокому фермерскому уровню с необходимым сертификатом, ну а другие — уже нет.

В советские времена тотального дефицита жители ближнего и дальнего Подмосковья, как правило, закупали продукты питания в столице. Электрички, на которых народ перевозил съестное, вошли в историю как «колбасные». Сейчас кругом изобилие, но дикий разброс цен, вполне возможно, снова заставит людей отправляться на электричках за доступной едой. Только вот двигаться они теперь будут в обратном направлении — из столицы в область, а сами такие поезда, видимо, назовут «овощными».

 

Новости партнеров

Спортивный клуб

Как открыть спортивный клуб, привлечь много посетителей и получить прибыль