Провалившееся государство: как новые санкции США отразятся на России
Палата представителей США одобрила законопроект о пакете ограничительных мер против России, Ирана и КНДР. Теперь по этому вопросу предстоит голосование в Сенате, но мало кто сомневается в том, что документ пройдет через высшую палату Конгресса и ляжет на стол президенту. Ведь против ограничительных мер в низшей палате высказались всего два человека. Законопроект запрещает президенту ослаблять санкционный режим без одобрения Конгресса, то есть фактически связывает ему руки. Подпишет ли Дональд Трамп документ, учитывая эти обстоятельства? И что может ответить Россия?
Фото: Kevin McCoy.Председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев отреагировал на голосование в Палате представителей в своем аккуанте в соцсети, призвав подготовить российскую реакцию на санкции США «не симметричную, но болезненную для американцев». По его мнению, надежды на диалог с Соединенными Штатами можно оставить надолго, поэтому необходимо «продолжать выстраивать отношения с остальным миром, который гораздо шире западного» и «не скатываясь в самоизоляцию, сосредоточиться на внутреннем развитии», «стать самодостаточными». «Дальнейшая деградация двустороннего сотрудничества становится неизбежной, хотя дальше вроде бы уже некуда», — констатировал Косачев.
Ситуацию для «» прокомментировал аналитик-американист Михаил Таратута:
— Как новый пакет санкций скажется на отношениях США и России?
— Россия до сих пор очень сдержанно реагировала на различные нападки со стороны США в надежде на то, что Трамп наберет силы и сможет как-то изменить эту динамику дурных отношений. Я думаю, что сейчас в Кремле наконец поняли, что Трамп совсем не всесилен, его очень сдерживает Конгресс, который настроен крайне агрессивно по отношению к России. По существу, американские законодатели поставили крест на наших отношениях, пока Владимир Путин у власти. Это примерно та же ситуация, которая была в последний год правления Барака Обамы: Кремль тогда тоже поставил крест на отношениях с Америкой и ждал смены президента.
— Трамп во время предвыборной кампании обещал постараться улучшить отношения с Россией, но вместо этого США приняли новые ограничительные меры. Почему?
— Конгрессмены по конституции имеют право очень серьезно приглядывать за действиями президента. Сейчас они даже вторглись на традиционно президентскую территорию — внешнюю политику. И они воспринимают Россию как «провалившееся» государство: агрессивное, с имперскими амбициями, с авторитарным правлением и очень опасное, готовое к всякого рода авантюрам. Поэтому им не нужно никакое сближение, никакая нормализация, им нужно сдерживание по всем направлениям, которые представляют опасность для интересов Соединенных Штатов.
— Трамп совсем ничего не может с этим поделать?
— На ближайшее время я не вижу никаких изменений в этой ситуации. Если бы у Трампа хватило политических сил преодолеть истеблишмент... Но он совершает одну ошибку за другой, его уровень управления страной не соответствует задачам. Он, наверно, хороший корпоративный управляющий, но никакой президент. Не случайно его кабинет разваливается, люди бегут от него.
— У президента все еще остается возможность наложить вето. Пойдет ли он на это?
— На самом деле у Трампа нет иного пути, кроме как подписать этот документ. Голосование было почти единогласным, та же история будет в Сенате. Это означает, что если президент наложит вето, Конгресс его легко преодолеет (для этого требуются голоса двух третей конгрессменов — «»). И Трамп окажется в глупом положении: он проиграет и еще больше испортит отношения с Конгрессом. Президент связан по рукам и ногам. Так уж устроена американская система власти, что каждая из ее ветвей имеет возможность «накидывать ошейник» на другую.